Из истории мусульманских участков

По преданию мусульманское кладбище еще во времена Петра I находилось на Выборгской стороне, там, на огромной территории, примыкавшей к Сампсониевскому собору, хоронили всех иноверцев и инородцев. В 1798 г., свыше пятисот военнослужащих магометан подписали обращение отставного подпоручика Шаги-Ахмеда Тифкилева на Высочайшее имя, то есть императору Павлу I, о "пожаловании магометанам молитвенного дома в Петербурге и отводе места для кладбища".

Только в 1827 г. по ходатайству военного муллы гвардейского корпуса Джангира Хантемирова был выделен участок общинной земли в две десятины в трех верстах от города, который продали мусульманам крестьяне Волковой деревни. "Поскольку земля в сем месте к пашне и сенокосу совершенно неудобна". Средств для сооружения ограды у мусульман не было. В 1847 г. забор заменили земляным валом, тогда же был выделен дополнительный участок для мусульман, исповедующих ислам шиитского толка, азербайджанцев и персов. Шиитский участок был утрачен в послереволюционные годы. Ограждения до 1920-х гг. так и не появилось, район этот был глухой окраиной.

В настоящее время практически весь некрополь – послевоенные и современные захоронения. Большинство старых памятников утрачено, поэтому невозможно отыскать исторические захоронения, перечисленные в начале XX в. в 4-х томном "Петербургском некрополе" Владимира Ивановича Саитова (1849-1938). Среди них: сановник Бухарского ханства Насыр (1785-1830); князь Бакиров Гумар (1780-1828); имам Петербурга Хантемиров Тархан-Мухаммед-Амин (1757-1867); преподаватель Петербургского университета Мирзаев Ибрахим (ум. 1860); князь Акчурин Исмаил Идрисов (1860-1900); хаджи, купец, пожертвовавший землю для расширения кладбища Байрашев Атаулла (1846-1908); генерал, учредитель и председатель Мусульманского благотворительного общества в Петербурге Вали-Хан-Султан (ум. 1909); ахун 2-го магометанского прихода Баязитов Атаулла (1847-1911); статский советник, преподаватель персидского языка на Восточных курсах при Азиатском департамете.Абединов Мирза-Казем-бек (1855-1912); ахун 1-го магометанского прихода Юнусов Мухаммед-Закир (ум. 1914 г.) и многие другие.

Некоторые исторические захоронения мусульманского участка, сохранявшиеся до 1993 г.: Дударов Темир-Булатович-Казбекович (ум. 1912) – генерал-лейтенант; Махмуд Ишан Хасани Афгани Хафиз Каламулла (ум. 1846) – старец-аскет; Тантави М.А. (1811-1861); Халитов Рахматулла (1831-1899) – петербургский купец, член комитета по постройке соборной мечети; Шафи-Хан (1853-1909) – персидский принц, генерал-майор; Энемук Мухаммед-Сулейман-Оглы (1840-1894) – генерал-майор, Янович-Чаинский Салих Мустафович (1834-1903) – тайный советник, доцент Военно-медицинской академии.

Современное Ново-Волковское кладбище – это городское кладбище послевоенного времени, возникшее рядом с братскими могилами жителей блокадного города и военных. Старинный мусульманский участок этого кладбища, на котором сохраняются старинные могильные памятники XIX века, узкой полосой тянется между Волковским проспектом и речкой Волковкой, был приобретен мусульманами на собственные сбережения.

Во второй половине XIX века еще один мусульманский участок был отведен на новом городском Преображенском кладбище, но он так и не был использован за дальностью и сложностями перевозки. Катафалки доезжали до железной дороги и отправлялись далее на специальных платформах. Похороны на этом кладбище были платными, а по особенностям мусульманских похорон того времени за них плата не взималась.

Ленинградская блокада 1941-1944 гг. – самый страшный период в истории Санкт-Петербурга, от голода, обстрелов и бомбежек погибли сотни тысяч мирных жителей. По домам ходили санитарные бригады, умерших подбирали на улицах и хоронили в братские могилы на Пискаревском, Богословском, Смоленском, Серафимовском, Ново-Волковском кладбищах, на территории Московского парка Победы находился блокадный крематорий, так использовались печи бывшего кирпичного завода. Старики-татары, пережившие эти страшные испытания, не забывали посещать ближайшие к дому братские захоронения и на домашних маджлисах всегда поминали, умерших от голода и погибших во время войны, мусульман.

Мамина Фарида Абубякаровна, активный член татарской общины, блокадница, по собственной инициативе установила фамилии почти 2,5 тысяч мусульман, похороненных на Пискаревском кладбище.

На аллее Славы Пискаревского мемориального кладбища установлены памятные плиты уроженцам Азербайджана, Казахстана, Татарстана и других регионов страны землякам защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

В городе издана "Блокадная книга памяти", электронная версия которой находится в музейном комплексе мемориала на площади Победы, в книгу включены установленные имена и места захоронений, погибших в блокадном городе, в том числе и мусульман.

Мусульманские участки существуют на Южном, Ковалевском городских кладбищах, на кладбищах в Гатчине, Кронштадте, Кузьмолово, Колтушах.

Альмира Тагирджанова