Новости:


 
 

Новые материалы:


 
 

Муса (Бигиев) Биги (1873-1949)

 

 

 

 

 

29 октября 1949 г. каирские газеты сообщили о кончине татарского богослова Мусы Джаруллы (Бигеева), который был похоронен в Афифи на фамильном королевском кладбище Хедивие. О нем писали: "Покойный был свободно мыслящим ученым, обладавшим живым умом. Он быстро мыслил и быстро писал. Он уважал мнение других ученых, но вместе с тем был сильным критиком…"

Муса-эфенди умер в эмиграции, на родине его имя стало возвращаться на страницы татарских изданий только с началом перестройки и гласности. Между тем Бигеев был автором 120 богословских трудов, перевода Корана на татарский язык, был публицистом и одним из лидеров общественного движения среди мусульман. В начале 1910-х гг. он стал подписывать свои статьи на тюрки Муса Джарулла. Тогда его имя было знакомо ученым всего мусульманского мира, и в России о нем знали все.

Муса Яруллович Бигеев родился 25 декабря 1873 г. в с. Кикино Пензенской губернии. Сам он дате и месту своего рождения особого внимания не уделял и в разных документах указывал их произвольно. Сейчас эта особенность привела к разночтениям, фамилия тоже пишется с искажением Бигиев. Он имел светское и богословское образование, закончив реальное училище в Ростове-на-Дону, учился в медресе Бахчисарая, Казани, Бухары и в старейшем мусульманском университете "Аль-Азхар" в Каире. Участвовал в работе Всероссийских мусульманских съездов 1905-1906 г. и 1914 г. Преподавал в Оренбургском медресе "Хусаиния" мусульманское право, арабский язык и литературу. Избирался членом центрального бюро партии Всероссийский мусульманский союз в 1906 г. и Исполнительного комитета мусульман в 1917 г. В дни Февральской революции был избран первым имамом Петроградской соборной мечети (1917-23), выдвигался кандидатом на пост муфтия и в Учредительное собрание, издавал литературную общественно-политическую национальную газету "Аль-минбар".

Придя к власти большевики отделили церковь от государства. Период идеологии государственного атеизма длился семьдесят лет, изменив многое в самосознании российских мусульман, хотя в первые годы советской власти отношение к мусульманам было лояльным. В 1920 г. в Уфе состоялся Всероссийский съезд мусульманского духовенства, на котором Муса Биги ознакомил делегатов со своими предложениями по переустройству мусульманского общества. Годом ранее вышла в свет "Азбука коммунизма" Н. Бухарина и Е. Преображенского для малограмотного населения огромной страны. Именно эту работу вождей революции Муса-эфенди подверг критике в своем выступлении на съезде. Своеобразным ответом на нее стало "Воззвание к мусульманским нациям о религиозных, моральных, социальных и политических проблемах и действиях" или его "Азбука ислама", опубликованная в 1923 г. в Берлине. Муса-эфенди рассуждал о судьбах Запада и Востока после 1-ой Мировой войны, критиковал учение К. Маркса. Сразу же после этой публикации Бигеева арестовали. Его признали виновным в антисоветской агитации и пропаганде, подрыве престижа Советского государства, преступной связи с мусульманскими контрреволюционными группировками и враждебно настроенными против Советской власти турецкими общественными деятелями, в изготовлении и распространении литературы, призывающей к совершению преступлений. Обвинений он не признал, утверждая, что деятельность его была направлена на примирение сторонников различных направлений религии, на распространение и правильное толкование Корана. По постановлению комиссии ГПУ он был подвергнут высылке из Петрограда на 2 года. Такому мягкому решению властей он был обязан татарам Финляндии, которые обратились к правительству Турции с просьбой о помощи.

В те годы издавалось множество антирелигиозных газет и журналов, был создан Союз воинствующих безбожников для атеистической пропаганды среди населения, главным образом детей и молодежи. Для этнических мусульман выходили на татарском языке "Фэн эм Дин" (Наука и религия) и "Сугышчан алласыз" (Воинственный безбожник), "Аллаhсыз" в Баку, "Худосизлар" в Ташкенте и Самарканде, в Уфе "Алласыз". Молодежь пела интернационал, праздновала "октябрины" для новорожденных детей и комсомольские курбан и рамазан-байрамы, на которых высмеивала духовенство. Вернувшись в Ленинград Муса-эфенди только на джума-намаз становился имамом. Настоятелями мечети тогда были Якуб Халиков и Камалетдин Басиров. Он пытался найти работу, хотел преподавать на восточном факультете университета. Однако, его знания новой власти были не нужны. В 1926 г. в составе делегации из СССР он участвовал в работе мусульманского конгресса в Мекке, принимал участие в очередном съезде духовенства в Уфе, на котором был избран в совет улемов. В 1927 г. совершил хадж, а в ноябре 1930 г. принял решение о нелегальной эмиграции. По сообщениям ленинградских газет тогда отдельные категории граждан лишались продовольственных карточек, в их числе были духовные лица и члены их семей. Покидая Советский Союз Муса-эфенди увез на чужбину память о жене и детях. Своим отъездом он спас их жизни, хотя жену и детей объявили членами семьи изменника родины и выслали из Ленинграда.


Под впечатлением пережитого и передуманного в СССР, Биги написал книгу о проблемах семьи, хиджаба, правах женщины, о социальном и общественном статусе женщины, о многоженстве, браке и разводе "Женщина в свете священных аятов Благородного Корана". Средства на публикацию, которой в Берлине в типографии А. Мухаммедова дала семья Джамалетдин из Финляндии. В 1933 году, когда к власти пришел Гитлер, была опубликована эта работа, рекомендованная им профессорам и мыслителям и посвященная жене Асьме-ханум. Он верил, что печатное слово сохранится.

Муса-эфенди жил и работал в Египте и Турции, Афганистане и Финляндии, Иране и Ираке, Индии и Японии. После войны хотел вернуться, но увы... Около 500 томов своих книг он завещал национальной библиотеке Анкары. Финские татары провели меджлисы в сороковой день и в годовщину его смерти. В Хельсинки и Стамбуле вышли в свет книги о нем. На родине же о его смерти не было известно ничего. Для ленинградских татар Муса-эфенди оставался человеком-легендой. Старики на семейных меджлисах вспоминали о Мусе-мулле, пересказывали его проповеди и произведения, стремясь донести их суть до молодых. Муса-эфенди оказался единственным из мусульман-прогрессистов, имя которого было неразрывно связано с Петербургом-Петроградом-Ленинградом, но с каждым годом становилось все меньше и меньше тех, кто его помнил и мог читать его книги.

В 1991 г. на общегородском референдуме Ленинграду было возвращено историческое название Санкт-Петербург. Татарская интеллигенция возобновила издание газеты "Нур". Памяти Биги было посвящено одно из собраний общественности в Этнографическом музее.

В ноября 1999 г. в Анкаре состоялся симпозиум, посвященный памяти Мусы-эфенди в связи с 50-летием его кончины, а в декабре турецкие и татарские ученые провели конференцию в Казани, на которую была приглашена дочь богослова Фатима Мусовна Тагирджанова (1918-2006). Темой, объединившей всех выступавших, было творческое наследие Мусы-эфенди в современном мире. Прочитав памяти богослова суру из Корана, двухдневную работу конференции завершил тогда турецкий ученый Мехмет Гермез, автор книги о Мусе-эфенди.

Знаковым для потомков Бигеева стал 2006 г., когда в транслировавшейся по ТВ проповеди по случаю Курбан-байрама председатель Совета муфтиев Р. Гайнутдин напомнил современному духовенству теорию "О Всеохватности Божественной милости" татарского богослова-реформатора Мусы Бигеева. Тогда же в проекте «Иджма = Согласие» МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН проф. Е.А. Резваном был создан документальный фильм о нем. Еще один фильм вышел в 2008 г., и на IV фестивале мусульманского кино "Золотой минбар" эта картина "И раскололся месяц" (реж. Б. Баишев) получила приз "За вклад в дело исламского просвещения".

В ноябре 2008 г. в музее "Разночинный Петербург" работала выставка "Я этим городом храним" Петербургская многонациональная семья", часть экспозиции которой была посвящена жизни и деятельности М. Биги.

Сирийский публицист Мухаммад Курд Али писал шестьдесят лет назад:

"Муса Джарулла действовал основываясь на своих знаниях, он был прекрасным примером человека, созданного для того, чтобы посвятить свою жизнь служению религии и нравственности. Этот человек… был одним из тех ученых, которые не получают признания при жизни. Но его ценность все больше будет проявляться с течением веков. Его жизнь полна пользы и добра…"

Альмира Тагирджанова


23.03.2011 21:20:55

Предыдущая страница: Хафиз-хазрат Махмудов (1937-2008)
Следующая страница: Из истории мусульманских участков