Концепция школы "Салям"

Особенностью нашего проекта школы стал выбор самой сложной и пока единственно возможной в сегодняшней ситуации организационной модели – «растущей школы».

Школа создается не в полном объеме и даже не в объеме одного звена, а начиная с первого класса. С каждым годом наше учебное заведение будет взрослеть на один класс и только за десять лет должно пройти все ступени своего становления. Благодаря такому варианту устроения школьного дела мы получаем возможность последовательно решать проблемы учебной жизни, начиная с самых азов.

Мы пошли по пути разработки концепции классической школы, в которой, однако, задачи образования решаются с привлечением опыта отечественной мусульманской культуры и педагогики. Разработка концепции осуществляется в ходе экспериментальной работы, общая тема которой была сформулирована так: «Традиции мусульманской педагогики в современной общеобразовательной школе».

В настоящее время Петербург оказался на стыке мощных миграционных потоков. Это откладывает свой отпечаток и на современную школу, поскольку уже сейчас почти каждый третий первоклассник имеет мусульманское происхождение. Сегодня немало и тех, кто, приехав когда-то в Петербург из мусульманских регионов России, СНГ и дальнего зарубежья, сумел найти свое место в городе. Именно эти люди стремятся с одной стороны сохранить свои традиционные, в первую очередь, религиозные ценности, с другой – приобщить детей к богатейшей русской культуре.

Собственно, поэтому, как никогда, сейчас становится актуальным теоретическая разработка и практическое воплощение проекта «поликультурного образования».

Истоки универсальных ценностей всех людей – в культурных, религиозных и национальных традициях. Как бы ни были различны эти традиции, они породили много сходных ценностей у разных народов, независимо от времени и расстояния. Неоднородную и многонациональную палитру мусульманских народов России объединяет общая история и универсальные исламские ценности. Постижение этих ценностей – главнейшая цель, вокруг которой будет построено образование в нашей школе.

Опыт работы как мусульманских, так и большинства православных школ показывает, что самое главное в таких проектах – это формулировка четкой цели. Зачастую конфессиональные школы открываются с одной целью – оградить ребенка от пагубного влияния окружающего мира. Вместе с тем подобный подход сильно снижает образовательный и воспитательный уровень учебного заведения.

Одна из главнейших долгосрочных задач нашей школы – формирование со школьной скамьи высоко образованной российской мусульманской молодежи.

В мусульманском мире нет разделения ислама на «книжный» и «практический». Религия живет в семейных и родовых традициях, быту, ребенка окружает масса доступной информации об исламе. В России обратная ситуация.

Отечественный опыт преподавания религии в различных детских аудиториях показал, что без должного ежедневного, ежечасного подкрепления теории практикой построить нормальный воспитательный и учебный процесс крайне сложно. Именно поэтому в нашей работе мы уделяем огромное внимание личности воспитателя, который с одной стороны должен быть практикующим мусульманином, с другой – педагогом и психологом.

Для успешного воплощения проекта в жизнь необходимо понимание и ответственность детей и родителей, поскольку поддержание работы школы требует огромных сил. Слишком мало еще в России предпринимателей готовых помогать, мало специалистов-мусульман, далеко не всегда есть понимание и от государства.

Вместе с тем, несмотря на все трудности, можно с уверенностью говорить, что на сегодняшний день наш проект общеобразовательной школы является пока единственным в Петербурге начинанием такого рода, подкрепленным финансово и институционально.


Предыдущая страница: Контакты и условия приема
Следующая страница: Перейти на сайт школы «Салям» salam-spb.ru